Два пути к коммунизму

В свое время задачу построения коммунизма считали триединой: построение материально-технической базы, формирование коммунистических общественных отношений и воспитание нового человека. При этом в 60-70 годы упор делался на создании материально-технической базы. С тех пор объемы производства у нас, а особенно за границей, существенно возросли, и стало ясно, что их рост сам по себе к коммунизму никак не ведет. А после очевидного перерождения партийно-государственной верхушки среди сторонников коммунистической идеи резко возросла значимость воспитательной задачи. Именно в воспитание человека, ставящего общественные интересы выше личных, многие сторонники коммунистической идеи видят главную, решающую задачу.

Действительно если предположить, что все члены общества будут руководствоваться в своей деятельности только общественными интересами, то коммунизм, в классическом понимании, получится почти автоматически. Однако и в этом случае есть некоторые проблемы. Например, как обеспечить равенство объемов производства и потребления каждого материального товара, если нет ценовых регуляторов, государство отомрет, а общая картина каждому члену общества не видна в силу грандиозности общества. Другими словами не очевидно, как это бывает за праздничным столом или в малых коммунах, кто сколько может съесть без вреда для общественных интересов.

Гораздо более принципиальным является вопрос – насколько вообще выполнима задача воспитания нового человека. На первый взгляд опыт разного рода коммун, монастырей, сект и др. позволяет положительно ответить на этот вопрос. Действительно, люди в принципе могут жить в условиях всеобщего братства и не брать лишнего, жертвовать личными интересами и даже жизнью. Однако для этого необходим отбор людей и достаточно сильное психологическое и идеологическое воздействие на них. Но в отличие от подобных организаций общество в целом не может себе позволить отбирать людей в свои ряды и изгонять их, в случае если они не будут вести себя соответствующим образом. Что же касается психологических методов, то потенциально их возможности весьма велики, если конечно не ограничивать себя в средствах и учесть прогресс в этой области. Однако их применение связано с достаточно большими накладными расходами (на пропаганду, на совершение различных ритуалов, поддержание культов и др.) и может иметь побочные последствия.

С другой стороны, с точки зрения теории пассионарности Гумилева доля таких людей в обществе не может вечно находиться на максимальном уровне. За пассионарным подъемом (в СССР до 40-х годов 20 века) через некоторое время неизбежно следует пассионарный спад. (Сейчас в стадии пассионарного подъема находится мусульманский мир). В обществе всеобщего благополучия по идее не должно быть внутренней борьбы, а значит и противодействия перерожденцам. Кроме того, история показывает, что способность людей жертвовать личными интересами могут использовать самые разные идеологии и не всегда в лучших целях.

Все это вместе взятое позволяет усомниться в привлекательности преимущественно воспитательного пути построения коммунизма. Впрочем, некоторое количество альтруистов требуется для развития любого общества, и чем их больше, тем лучше. Если все будут жить только для себя, то такое общество обязательно будет деградировать. Для того чтобы изменить его к лучшему альтруисты абсолютно необходимы, вопрос только в том, какое их количество является достаточным. Так комсомольцы-добровольцы 30-х составляли от силы 5% населения страны, но они смогли определить облик этой эпохи.

Гораздо большее внимание, на мой взгляд, следует уделять общественным отношениям, созданию таких условий, чтобы общественные и личные интересы совпадали в возможно большей степени, чтобы общественно вредные деяния были людям невыгодны. В идеале этот второй, альтернативный воспитательному, путь построения нового общества предполагает синтез таких общественных отношений, при наличии которых были бы максимально счастливы существующие люди при существующих производительных силах с учетом прогноза развития последних. Этот путь требует развития социальной науки и выработки на ее основе методов, позволяющих сбалансировать общественные и личные интересы.

В существующем обществе достаточно много механизмов, обладающих свойством положительной обратной связи – чем больше человек имеет, тем больше получает. Например, институт частной собственности позволяет богатым становится еще богаче. То же самое можно сказать о власти и об известности – известному ученому или артисту гораздо легче добиться признания своего очередного творения. Действие этих обратных связей приводит к тому, что в обществе возникает элита – первоначально прогрессивная часть общества, которая со временем начинает эксплуатировать большинство этого общества, т.е. перерождается. В результате интересы элиты приходят в противоречие с интересами остального общества.

Ликвидация элиты и самой сильной положительной обратной связи – частной собственности в 1917 году позволило значительно приблизится к коммунистическому идеалу, но оставшиеся положительные обратные связи привели к тому, что со временем сформировалась новая элита, которая не устояла от соблазна перерождения. Что бы последнее не повторилось впредь, необходимо разорвать эти оставшиеся связи либо скомпенсировать их отрицательными обратными связями. Примером отрицательной обратной связи являются налоги с прогрессивной шкалой. Следует заметить, что ликвидация социализма была начата под флагом демократизации, что ошибочно воспринималось большинством общества как попытка ликвидации второй по значимости положительной обратной связи, характеризующей власть, и поэтому нашло широкую поддержку.

Положительные обратные связи вносят наибольший дисбаланс общественных и личных интересов, но их устранением или компенсацией задача синтеза новых общественных отношений не исчерпывается. Поэтому очень важно подходить к этой задаче системно, а не превращать в самоцель какую-нибудь одну ее часть, что, к сожалению, свойственно тем, кто привык мыслить на уровне «простых идей». Практика социалистического строительства в СССР показала, что одного энтузиазма и желания сделать «как лучше» мало. Требуется серьезная научная проработка проблемы и новые идеи, которые существуют, но часто не находят поддержки.

Для того чтобы сбалансировать общественные и личные интересы существует много проверенных методов. Это наказание лиц виновных в общественно вредных деяниях и поощрение за общественно полезные деяния, обязательная ротация руководителей и их реальная ответственность за свои действия и многое другое. Кстати в демократическом обществе такая ответственность практически отсутствует – ни избиратели, ни депутаты, ни главы регионов за свои ошибки никак не отвечают. Максимум их могут не переизбрать на второй срок. При советской власти такая ответственность была – номинально в виде права досрочного отзыва депутатов, а фактически в виде партийной ответственности. Однако первая форма ответственности оказалась не эффективной, а вторая не устойчивой к перерождению сверху. Значит надо разрабатывать более эффективные формы ответственности, например на основе оценки работы депутата избирателями по итогам деятельности.

Технический прогресс, и особенно в области информационных технологий, порождает новые интересные возможности. Так в статье «Экономика заблуждений» было показано, что для информационных товаров коммунистическое распределение «по потребности» является экономически наиболее целесообразным в силу возможности копировать эти товары. Кроме этого информационные технологии позволяют решить две проблемы, стоящие на пути построения совершенного общества.

Первая проблема связана с тем, что обеспечение баланса общественных и личных интересов требует большого количества функционеров чиновников, которые призваны поощрять, определять наказание, регулировать, распределять и т.д. По идее эти чиновники должны блюсти общественные интересы, но по жизни у них есть еще и личные интересы, которые они иногда ставят выше общественных. Решение возможно на пути использования в качестве функционера ЭВМ, у которой нет собственных интересов. Другими словами речь идет о переходе от бумажной бюрократии к электронной, при этом законы и другие нормативные акты приобретают форму программ для ЭВМ.

Вторая проблема заключается в том, что с ростом сложности общественных отношений у человека-функционера уже не хватает интеллектуальных возможностей для управления обществом в целом или значительной его частью. В результате падает эффективность централизованного, построенного сверху общества. А построение его снизу, за что ратуют правые, ведет к образованию положительных обратных связей. Например, в области экономики это соответствует рыночным отношениям. Решение возможно путем помещения в центр в качестве функционера ЭВМ, мощность которой в отличие от человека потенциально не ограничена. Такая машина может просчитать всю экономику и выдать оптимальное решение.

В целом, второй путь построения совершенного общества требует для своей реализации гораздо меньше времени чем «воспитательный» путь. И главное, будучи построенным, такое общество окажется достаточно устойчивым, т.к. не требует альтруистического поведения от большинства своих членов на протяжении всего своего существования. Это может потребоваться только в момент революционного перехода от существующего общества к новому.

Hosted by uCoz